Севильский цирюльник | MAMT
Опера
12+

Севильский цирюльник

Действие «Севильского цирюльника» происходит… Собственно, это не так уж важно, когда и где. У Бомарше в ремарках указаны «старинные испанские костюмы» персонажей, у Россини действие отнесено в XVIII век, который для Бомарше был не «старинным», а вполне ему современным. В одном из известных спектаклей Парижской оперы история, сочиненная Бомарше и Россини вовсе то ли про турок, то ли про мавров. При любом раскладе – ситуации и персонажи все те же: хитрый, склонный к авантюрам простолюдин Фигаро, Граф (согласимся, что во многих странах  графы есть и сегодня), пожилой мужчина по имени Бартоло и его молоденькая воспитанница Розина. Ситуации и персонажи – это главное. А еще важно, что Джоаккино Россини, определивший жанр своей оперы, как opera buffa, написал гениальное сочинение, полное энергии, «типичных», но от этого не менее жизненных перипетий, а его герои, равно, как и герои Бомарше (как известно, Фигаро Бомарше и вовсе списывал с себя самого) вполне достоверны.

Читать далее Скрыть
Продолжительность
3 часа 10 минут с одним антрактом
Дата премьеры
11 февраля 2010
Язык исполнения
Итальянский

Постановщики

Дирижер-постановщик
Режиссер-постановщик
Сценография и костюмы
Главный хормейстер

Краткое содержание

Первое действие

Доподлинно неизвестно, где именно произошла эта история. Бомарше уверял нас, что в Севилье, но современники упрекали его в том, что персонажи пьесы действуют и рассуждают как переодетые французы (еще бы, на французском-то языке!). Что касается героев оперы Россини, то они – истинные итальянцы. Их день начинается с песни, которая звучит под окном красавицы. Пылкая страсть графа Альмавивы заставляет его забыть о холоде. Он влюблен в Розину. Но она, похоже, безмятежно спит и не слышит серенаду. Кто поможет Альмавиве? Конечно же, его давний знакомец Фигаро, ловкач и пройдоха. Розина живет в доме доктора Бартоло, которому Фигаро постоянно оказывает услуги: ведь он и парикмахер, и врач, и даже ботаник. Альмавива вновь поет. Розина подхватывает мелодию, но ее пение прерывается – очевидно, ей кто-то помешал. Доктор Бартоло торопится к нотариусу. Он тоже влюблен в Розину и намерен жениться на ней как можно скорее. Альмавива и Фигаро понимают, что медлить нельзя. Розина очарована пылким и учтивым юношей, который называет себя Линдором. Как вовремя появился Фигаро! Он в курсе всех событий и наверняка что-то знает о незнакомце. Кстати, у Розины уже готово письмо, которое Фигаро передаст Линдору. Тревогу Бартоло усиливает дон Базилио, учитель музыки. Он принес новость: в городе появился граф Альмавива, преследующий Розину. Чтобы избавиться от соперника, дон Базилио предлагает прибегнуть к проверенному оружию – клевете. Приходит подвыпивший солдат. Он ищет квартиру и намерен остановиться здесь, несмотря на все возражения доктора Бартоло. На самом деле это Альмавива, который ищет возможности увидеться с Розиной. Разгорается скандал, который привлекает внимание правоохранительных органов. Назойливого солдата собираются взять под стражу, но после короткого диалога Альмавивы с офицером арест отменяется.

Второе действие

В многострадальном доме доктора Бартоло появляется музыкант дон Алонсо, ученик дона Базилио. Он пришел дать урок музыки Розине вместо заболевшего педагога. В подтверждение своих слов показывает письмо Розины к Линдору, будто бы перехваченное им. Бартоло доволен и не обращает внимание на подозрительное сходство дона Алонсо с солдатом-дебоширом. Розина более наблюдательна и узнает в новом учителе Линдора. Начинается «урок музыки». Тут как тут и Фигаро: необходимо срочно побрить доктора. Следом является дон Базилио, который, похоже, не подозревает о своей болезни. Лишь всеобщие уговоры (и особенно деньги графа) убеждают его в необходимости соблюдать постельный режим. Бартоло не дает влюбленным возможности сказать друг другу хоть слово наедине. Фигаро старается отвлечь внимание доктора, однако тот все-таки замечает, что Розина и ее учитель заняты не только пением. Мнимый дон Алонсо изгнан из дома. Бартоло решает ни на минуту не откладывать женитьбу на Розине. Он посылает «выздоровевшего» дона Базилио за нотариусом, а сам тем временем убеждает девушку, что Линдор не тот, за кого себя выдает. По словам Бартоло, это лишь подставное лицо, действующее в интересах графа Альмавивы. В отчаянии Розина готова выйти замуж за своего опекуна. Разражается гроза. О, эта ужасная и спасительная стихия! Фигаро и Альмавива по приставной лестнице забираются в дом. Они объясняют Розине, что Линдор – это и есть граф Альмавива. Теперь Розина может выйти замуж за того, кого действительно любит. Фигаро убеждает нотариуса, которого привел дон Базилио, зарегистрировать брак графа Альмавивы и Розины.

Сми о спектакле

classicalmusicnews.ru Россини в России 30 января 2021, Александр Матусевич
Московский комсомолец Получай, певец, гранату! 16 февраля 2010, Екатерина Кретова
Время новостей Легко на сердце 15 февраля 2010, Юлия Бедерова
Новые Известия Фигаро на грузовике 15 февраля 2010, Майя Крылова
Независимая газета Спагетти-шоу 15 февраля 2010, Марина Гайкович
Openspace.ru Севильский цирюльник 12 февраля 2010, Екатерина Бирюкова

Прошедшие спектакли

Ближайшие события

Генеральный партнер
Генеральный
партнер
Официальный партнер
Официальный
партнер
Официальный партнер
Официальный
партнер
Информационный партнер театра
Информационный
партнер театра
Информационный партнер театра
Информационный
партнер театра