Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Сошествие Орфея в ад

27 апреля 2016

МАРК-АНТУАН ШАРПАНТЬЕ (1643 - 1704)

СОШЕСТВИЕ ОРФЕЯ В АД

Исполнители:


Орфей – Томас Баум (тенор)
Эвридика – Елена Епихина (сопрано)
Дафна, Прозерпина – Ольга Луцив-Терновская (сопрано)
Плутон – Антон Зараев (баритон)
Юнона – Наталья Данькова (сопрано)
Аретуза – Екатерина Коломина (сопрано)
Иксион – Сергей Власов (контратенор)
Титий – Артем Волков (тенор)
Аполлон, Тантал – Владимир Красов (бас)

Барочный консорт "Tempo Restauro"

Музыкальный руководитель и дирижер - Мария Максимчук
Режиссер - Сергей Балашов
Хореограф - Константин Чувашев
Научный консультант - Ольга Филиппова

Танцы: Полина Артемьева, Константин Чувашев 


В спектакле использованы костюмы Ларисы Погорецкой 

 ***

Около 1683 года Марк-Антуан Шарпантье написал на тему мифа об Орфее и Эвридике маленькую камерную кантату "Орфей спускается в ад" для трёх мужских голосов и небольшого инструментального ансамбля. Произведение должно было стать сценой из оперы, действие которой ограничивалось встречей Орфея с двумя тенями ада, Иксионом и Танталом.

Приблизительно три года спустя Шарпантье снова берет эту легенду, чтобы погрузиться в оперу. Либретто к "Сошествию Орфея в ад" имеет в качестве литературного ресурса десятую книгу "Метаморфоз" Овидия, где рассказана история Орфея и его молодой невесты, Эвридики, которая умирает от укуса змеи в день их свадьбы. Либреттист добавил несколько нимф и пастухов в традиции пасторальной мифологии. В конце первого акта появляется Аполлон, отец Орфея: бог заставляет своего сына спуститься в ад, чтобы убедить Плутона отпустить Эвридику обратно в мир живых. Второй акт происходит в аду, где мы видим "преступные тени", находящиеся в Тартаре. Они взволнованы до слёз красотой пения Орфея, но сам Плутон остается непреклонным. Тени помогают Прозерпине добиться снисхождения к просьбе Орфея. Плутон уступает. Он позволяет Эвридике покинуть ад, с условием, что Орфей не обернется, чтобы убедиться, что она следует за ним.

Сочинение Шарпантье обрывается на этом месте. Мы не знаем, были ли задуман третий акт. Последняя страница манускрипта не имеет отметки о полном количестве тактов, что противоречит обычной привычке автора. Отмечено лишь: "конец второго акта", без каких-либо уточнений.  

***

Российская премьера оперы М.-А. Шарпантье "Сошествие Орфея в ад" состоялась 11 октября 2015 года барочным консортом "Tempo Restauro" в рамках проекта "Барокко. Картины мира", поддержанного грантом программы "Открытая сцена" в области музыкального искусства. В ноябре 2015 года при участии радио "Орфей" состоялась первая в России фондовая запись этой редкозвучащей оперы.

Проект осуществляется при поддержке Французского Института в России. Ансамбль "Tempo Restauro" выражает искреннюю признательность лично директору Французского Института в России, советнику  по сотрудничеству и культуре посольства Франции в России господину Филиппу Вуари, заместителю советника по культуре, атташе по культуре господину Эдуару де Люмле и координатору творческих проектов в Москве госпоже Анне Гусаловой


IF-Russie.jpg