Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Самуил Самосуд


Российский и советский дирижёр, педагог, виолончелист. В 1906 году окончил Тбилисское музыкальное училище, затем учился в Праге и в Париже у знаменитых виолончелистов Г. Вигана и П. Казальса. Кроме того, учился композиции и дирижированию у В. д’Энди и Э. Колонна в парижской «Скола канторум». Вернувшись в Россию, был виолончелистом оркестра Народного дома в Петербурге. В 1910 г. по предложению Ф. Шаляпина стал дирижером этого оркестра, занимал этот пост до 1917 года.

Самуил Самосуд в разные годы был дирижёром крупнейших коллективов страны. В 1917 году он стал дирижером оркестра Мариинского театра (впоследствии театр оперы и балета имени С. Кирова), в 1918–36 гг. — главным дирижером и художественным руководителем ленинградского Малого оперного театра, в 1936–43 гг. — главным дирижером Большого театра, в 1943–50 гг. — музыкальным руководителем и главным дирижёром Музыкального театра имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко (Москва). В 1953–57 гг. Самосуд — главный дирижер созданного им симфонического оркестра Московской филармонии, в 1957–64 гг. — художественный руководитель оперно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения.

Самосуд — один из новаторов в области оперного искусства ХХ века, привлекавший к работе в классическом музыкальном театре лучших режиссеров — В. Мейерхольда, С. Эйзенштейна, Н. Смолича, художника В. Дмитриева и др. Был первым дирижером-постановщиком многих советских опер и дирижёром ряда опер европейских композиторов 1930-х гг. В числе заслуг Самосуда — новые постановки опер Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1923) и «Снегурочка» (1928), В. А. Моцарта «Похищение из сераля» (1925), Дж. Верди «Фальстаф» (1929), М. Глинки «Жизнь за царя» (1939), П. Чайковского «Иоланта» (1940). Вершинами театральной деятельности Самосуда стали постановки опер «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (1934) и «Война и мир» С. Прокофьева (1946). Шостакович считал трактовку Самосуда оперы «Леди Макбет Мценского уезда» образцовой. После премьеры спектакля Самосуд написал статью «Опера, которая делает эпоху», в которой ратовал за признание этой оперы как «лучшего сочинения, созданного за последние полстолетия в русской оперной литературе».

За время работы в качестве главного дирижёра Музыкального театра имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко Самосуд осуществил мировые премьеры опер Д. Кабалевского «Семья Тараса» и Т. Хренникова «Фрол Скобеев». В дальнейшем продолжил сотрудничество с театром, выступив в качестве дирижёра-постановщика таких спектаклей, как «Сицилийская вечерня» и «Война и мир».

Как в оперной, так и в симфонической музыке Самосуд отличался творческой интуицией и глубоким пониманием жанровых особенностей произведения.


Звания

  • (1937) Народный артист СССР

Места работы

  • Ленинградский академический Малый театр оперы и балета (1918 — 1936) (художественный руководитель и главный дирижёр)
  • Государственный академический Большой театр (1936 — 1943) (главный дирижёр)
  • Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (1943 — 1950) (музыкальный руководитель и главный дирижёр)

Награды

  • (1937) орден Ленина
  • (1941) Лауреат Сталинской премии
  • (1947) Лауреат Сталинской премии
  • (1952) Лауреат Сталинской премии
  • (1964) орден Трудового Красного Знамени