Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Вальтер Фельзенштейн


Вальтер Фельзенштейн родился в 1901 году в Вене. Свою театральную деятельность Вальтер начал в Burgtheater Wien (Венский Городской театр). 

В период с 1923 по 1932 год, Фельзенштейн работал актером на сценах Любека, Мангейма и Бытома, где впервые вступил в качестве режиссера. В дальнейшем работал в в Кельне и Франкфурте. В 1938 - 1940-ых годах Фельзенштейн был главным режиссёром оперетты в Городском театре Цюриха, где ставил также оперные спектакли, в том числе «Саломею» Р. Штрауса (под управлением Р.Штрауса) и «Пиковую даму» П. Чайковского. В 1939 году он получил возможность работать в Германии и с марта 1940 года, в первое время параллельно своей работе в Цюрихе, ставил спектакли в руководимом Генрихом Георге Шиллер-театре в Берлине. Режиссёром этого театра Фельзенштейн оставался до 1944 года, одновременно ставил спектакли в других городах Германии, а также на Зальцбургском фестивале.

Наиболее плодотворным периодом деятельности Вальтера Фельзенштейна считается его руководство берлинским театром Komische Oper, в котором он трудился с 1947 года, оставаясь в этом оперном театре до самого конца жизни. 

Здесь Фельзенштейн поставил не менее 25 оперных представлений. Среди постановок: ""Кармен" Ж. Бизе, "Приключения лисички-плутовки" Л. Яначека, "Летучая мышь" И. Штрауса, "Свадьба Фигаро" и "Волшебная флейта" В.А. Моцарта, "Вольный стрелок" К.М. фон Вебера, "Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха, "Отелло" Дж. Верди, "Сон в летнюю ночь" Б. Бриттена и др. Примечательно, что все эти оперы были поставлены на немецком языке.

Как режиссера, Вальтера называли "крупнейшим реформатором оперного театра', который 'сумел ярко претворить в своем творчестве идеи неразрывной связи, синтеза музыкального и драматургического начал в оперном искусстве".

Сам Фельзенштейн всегда говорил, что для него главным действующим лицом в опере всегда является певец-актер. В своих литературных статьях режиссер описывал, как именно идет процесс создания новой оперной постановки – для начала он всегда встречался с актерами, подолгу разговаривая с ними о предстоящей опере и иногда по несколько часов обсуждая произведение. Лишь после того, как Фельзенштейн был уверен, что актер правильно усвоил содержание оперы, а также понял и концепт будущей постановки, он позволял ему начинать работать над ролью. 'Носителем режиссерского замысла является только поющий и играющий актер. Если я режиссер, то я музицирую вместе с моими певцами', – считал Фельзенштейн.
.
В 1965 году в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко прошли г астроли берлинского театра «Комише Опер». В репертуаре гастролей были «Отелло» Дж. Верди, «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена, «Рыцарь Синяя борода» Ж. Оффенбаха.

5-го декабря 1969-го года в Музыкальном театре прошла премьера оперы Ж. Бизе "Кармен" в первой авторской редакции с прозаическими диалогами. Постановка главного режиссера и художественного руководителя берлинской «Комише Опер» Вальтера Фельзенштейна. Музыкальным руководителем постановки был К. Д. Абдуллаев, дирижировал Д. Г. Китаенко. Премьерный спектакль пели: Кармен – Э. Т. Саркисян; Хосе – В. Н. Осипов; Микаэла – Г. А. Писаренко; Эскамильо – О. В. Кленов.

«Работа была очень трудной, но принесла радость. Она стала возможной потому, что коллектив театра с увлечением принял мой метод, проникся целями, которые я как режиссер ставил перед спектаклем».

Вальтер Фельзенштейн был членом (впоследствии вице-президентом) немецкой Академии искусств в Берлине. Являлся почётным доктором Университета им. Гумбольдта в Берлине и Пражского Университета.