Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Владимир Немирович-Данченко


Режиссер, педагог, драматург, критик. Учился на физико-математическом и юридическом факультетах Московского университета (1876-1879). Успешно выступал в любительском театре. В 1877 году начал публиковаться (под псевдонимами) как театральный критик. С 1881 писал рассказы, повести, романы и пьесы, ставившиеся в Александринском и Малом театрах, а также в провинции. В 1891-1901 годах преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне ГИТИС). В 1898 году вместе с К.С. Станиславским основал Московский Художественный театр (МХТ), в труппу которого вошли многие из его учеников. Руководил МХТ и частью его студий.

В 1943 году добился организации Школы-студии при МХАТ, которая носит его имя.

В 1919 году организовал Музыкальную студию МХТ или "Комическую оперу", которая впоследствии отделилась от Художественного театра и стала Музыкальным театром им. Вл. И. Немировича-Данченко. Начал здесь с постановки оперетт ("Мадам Анго" Ш. Лекока, "Перикола" Ж.Оффенбаха), считая, что в "легком жанре" заложены огромные возможности. Целью его дальнейших экспериментов было создание "синтетического" оперного театра, в котором пение сочетается с актерской игрой, мизансцены и сценография основываются на анализе партитуры, усиленные, "сконцентрированные" эмоции героев мощно воздействуют на зрителя, а хор, как в античном театре, комментирует действие. В таком духе под его руководством ставились, например, "Лизистрата" Аристофана на музыку Р.М. Глиэра (1923) и "Кармен" на музыку оперы Ж. Бизе (1924).
В 1925 году выехал с Музыкальным театром на гастроли в Западную Европу и США.

После возвращения продолжил работу над реформированием оперы. Привлекал к сотрудничеству с театром молодых композиторов. Осуществил первую в Москве и лучшую для своего времени постановку оперы Д.Д. Шостаковича "Катерина Измайлова" (1934). Впоследствии работал с молодым Т.Н. Хренниковым, поставил его первую оперу "В бурю" (1939). Считал не только возможной, но и необходимой переработку старых либретто (для всех классических опер в его постановке писались новые тексты: над "Травиатой" Дж. Верди в 1934 году, например, работала поэтесса Вера Инбер).

В середине 1930-х годов включил в состав Музыкального театра труппу "Московский Художественный балет" под руководством балерины Большого театра Викторины Кригер.

В 1941 году по инициативе Вл. И. Немировича-Данченко Музыкальный театр его имени был объединен с Оперным театром им. К.С. Станиславского. Владимир Иванович стал первым художественным руководителем Московского Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и сохранял за собой этот пост до последнего дня жизни.

Даже в самые тяжелые годы он не отказывался от пристрастия к оперетте: в 1937 году с блеском поставил "Прекрасную Елену" Оффенбаха, в 1942 году одобрил включение в репертуар театра "Цыганского барона" И. Штрауса.

Именно Немировичу-Данченко принадлежит известный афоризм: "Театр начинается с вешалки".


Звания

  • (1936) Народный артист СССР

Награды

  • Орден Ленина
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • (1942) Лауреат Сталинской премии
  • (1943) Лауреат Сталинской премии