Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Леонид Баратов


Работы режиссера, заслуженного деятеля искусств РСФСР Леонида Васильевича Баратова – это, в основном, крупные полотна русской оперной классики. С его именем связаны постановки «Ивана Сусанина», «Псковитянки», «Князя Игоря», «Мазепы», «Бориса Годунова», «Хованщины», «Пиковой дамы».

Воспитанник Московского Художественного академического театра, Баратов принес на оперную сцену реалистическую трактовку образов и спектакля в целом, подчиняя режиссерские замыслы основной задаче – глубокому раскрытию идейной сущности произведения.

Умение вдохнуть жизнь в сценические образы явилось результатом долгой, напряженной работы и большого сценического опыта, накопленного Баратовым на протяжении многих лет. Родился он в 1895 году в Москве, в семье железнодорожного служащего. Окончив в 1914 году гимназию, юноша поступил на юридический факультет Московского университета. Но уже с детских лет обнаружилась в нем тяга к искусству. Он неплохо рисовал, выступал в самодеятельных спектаклях в качестве актера, режиссера и художника. Соприкосновение с профессиональным театром началось с того, что он был разовым статистом в Опере С. Зимина, получая за выход 50–75 копеек.

Но дело было не в этом «гонораре», а в стремлении дышать воздухом сцены, приучаться к ней, вживаться в каждую постановку, слушать музыку. Театр привлекал молодого студента неудержимо. В 1918 году он был принят по конкурсу в студию, руководимую Е. Вахтанговым. Этот блистательный мастер и был первым учителем Баратова. Вскоре Баратов был приглашен во 2-ю студию МХАТ, где работал в качестве актера до 1922 года, участвуя как в спектаклях Художественного театра, так и студийных. Первой ролью, которую сыграл Баратов, был Петька-переплетчик в пьесе «Зеленое кольцо». Затем он выступал в спектаклях «Молодость», «Потоп», «Синяя птица», «Царь Федор Иоаннович». Одновременно молодой артист вел педагогическую работу в школе Художественного театра.

В 1922 году Баратов был приглашен В. Немировичем-Данченко для работы в руководимой им музыкальной студии МХАТ и для начала сыграл роль Дона-Педро в спектакле «Перикола». В 1923 году ему была уже поручена первая большая режиссерская работа – постановка спектакля «Лизистрата» на сцене Художественного театра. В этом спектакле серьезное значение приобрела музыка, написанная Глиэром с учетом постановочного замысла.

Одновременно Баратов поставил пьесу Смолича «Елизавета Петровна» на сцене 2-й студии МХАТ. Прославленный русский артист П. Хмелев, бывший учеником Баратова в школе Художественного театра, играл в «Елизавете Петровне» с огромным успехом роль Ушакова. После премьеры он писал: «Милый, родной Баратыч! Ушаков нравится за четкость. А ведь четкость эта – твоя. Успех в Ушакове принадлежит в большей мере тебе – моему первому учителю в смысле «четкости». Спасибо за эту четкость. Благодаря ей у меня прибавилось мастерства...»

В 1925 году Л. Баратов работал в музыкальной студии МХАТ над постановкой спектакля «Карменсита и солдат» и пантомимы «Египетские ночи» (по Пушкину) с музыкой Глиэра.

Баратов находился в постоянном творческом общении с К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко, будучи главным режиссером Музыкального театра им. В. И. Немировича-Данченко. На сцене этого театра он поставил «Соломенную шляпку», «Девушку из предместья», «Северный ветер», «Джонни наигрывает» и «Тиля Уленшпигеля».

В 1931 году Леонид Васильевич был приглашен в качестве главного режиссера и художественного руководителя филиала Большого театра, где им были поставлены в первые годы работы «Турандот» Пуччини, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин» и «Мазепа» Чайковского и «Севильский цирюльник» Россини.

Затем Баратов два года работал в качестве режиссера-постановщика в Свердловском театре оперы и балета им. А. Б. Луначарского, а в 1938 году был назначен главным режиссером Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. На сцене этого театра он поставил оперы «Иван Сусанин» Глинки, «Чародейка» Чайковского, «В бурю» Хренникова, «Емельян Пугачев» Коваля, «Ночь перед рождеством» Римского-Корсакова.

В. Немирович-Данченко писал Баратову: «С радостью и гордостью слежу, как от постановки к постановке углубляется Ваш талант, как вы уже не ограничиваетесь изобретательностью и красками мастерства, а пользуетесь ими для увлекательного раскрытия событий и человека». С 1944 года Баратов непрерывно работает в Большом театре. Последующие годы оказались, несомненно, наиболее значительными и плодотворными в его творческой деятельности. Именно в этот период он возобновляет постановки «Пиковой дамы» и «Псковитянки» и ставит «Ивана Сусанина», «Бориса Годунова» и «Ховащину». Он воплощает волнующие образы истории русского народа, следуя завету Мусоргского, который написал на клавире «Бориса Годунова»: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере».

Большую работу проделал Баратов в борьбе с оперной условностью, за создание реалистических образов живых людей, действующих в определенной исторической обстановке. «Создавая спектакль, – говорит Баратов, – режиссер должен на минуту подумать, что даже если зрительный зал наполнен наполовину глухими и наполовину слепыми, то мы должны убедить и тех и других. Это значит, что все, что звучит в музыкальном спектакле, должно быть доведено до такой степени выразительности, чтобы слепые могли сказать: «Ага, вот что мы слышим, значит на сцене вот что происходит». И одновременно все сценическое поведение участников спектакля должно быть настолько выразительным, чтобы и глухим он был понятен без слов...»

Более четверти века посвятил Баратов педагогической деятельности в школе Московского Художественного театра, в Институте кинематографии, в оперном отделении Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского, в классе оперной режиссуры Ленинградской консерватории. В 1947 году он был утвержден в звании профессора.

Баратов вел большую общественно-политическую работу, активно участвовал в смотрах самодеятельного искусства, в организации физкультурных парадов и в военно-шефской работе над Советской Армией. Советское правительство высоко оценило заслуги Л. В. Баратова. Он награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941– 1945 гг.» и «В память 800-летия Москвы».


Звания

(1958) Народный артист РСФСР

Места работы

  • Государственный академический Большой театр (1931 — 1936) (режиссер)
  • Свердловский академический театр оперы и балета им. А. В. Луначарского (1936 — 1938) (режиссер)
  • Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова (1938 — 1943) (главный режиссер)
  • Государственный академический Большой театр (1944 — 1949) (главный режиссер)
  • Государственный академический Большой театр (1949 — 1958) (режиссер)
  • Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (1950 — 1959) (главный режиссер)

Награды

  • (1943) Лауреат Государственной премии СССР
  • (1949) Лауреат Государственной премии СССР
  • (1950) Лауреат Государственной премии СССР
  • (1951) Лауреат Государственной премии СССР
  • (1952) Лауреат Государственной премии СССР