Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
English version

115 лет Владимиру Бурмейстеру


Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения Владимира Павловича Бурмейстера (1904–1971).

Три десятилетия истории балетной труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко – с 1941 по 1971 год – связаны с именем Владимира Бурмейстера. Будущий великий балетмейстер танцем увлекся сравнительно поздно, в юношеском возрасте. В 1925-29 годах он учился в Московском театральном техникуме имени Луначарского – предшественнике нынешнего ГИТИСа. В 1930 году молодого танцовщика заметила Викторина Кригер, подбиравшая кадры для своей труппы. Вскоре Владимир Бурмейстер вошел в состав Московского Художественного балета. В репертуаре труппы было много концертных номеров. Бурмейстер участвует в них в качестве солиста и параллельно с этим ставит сам. Его миниатюры отличались живостью и чувством юмора. Об остроумии и наблюдательности Бурмейстера можно составить представление по шаржированным портретам коллег, которые он рисовал в большом количестве и с незаурядным мастерством.

Вл.И. Немирович-Данченко
001.jpg


Мария Сорокина

005.jpg

После начала Великой Отечественной войны Музыкальный театр им. Вл.И. Немировича-Данченко был слит с Оперным театром им. К.С. Станиславского и получил современное название. Первой значительной работой Бурмейстера в объединенном театре стал одноактный балет "Штраусиана" – благодаря не только своим художественным достоинствам, но и дате своего рождения. Премьера "Штраусианы" состоялась 25 октября 1941 года, когда бои за Москву шли уже в районе Волоколамска. На протяжении всей войны, даже в самые тяжелые дни битвы за Москву Музыкальный театр продолжал давать спектакли. Среди премьер тех лет – комические "Виндзорские проказницы", поставленные Бурмейстером совместно с Иваном Куриловым, и героико-патриотический балет "Лола", созданный в соавторстве с режиссером Иосифом Тумановым. Действие "Лолы" происходило во времена франко-испанской войны 1808-1813 годов, но, конечно, зрители не могли не проецировать его на события гражданской войны 1930-х. Образ танцовщица Лолы, отравившей вражеского офицера и пожертвовавшей собой ради общей победы, встраивался в череду народных героинь сопротивления.

1941 Straussiana 3.jpg
Сцена из балета "Штраусиана"

Схожим путем пошел Бурмейстер при постановке "Эсмеральды". Его спектакль выходит далеко за рамки мелодраматической истории, кочевавшей по балетным сценам XIX века. Бурмейстер перерабатывает либретто балета, стремясь придать каждой сцене четкую драматургию. В заметках, сделанных во время работы над "Эсмеральдой", он не раз возвращается к теме бунта угнетенных классов, размышляет о том, как воплотить в массовых сценах образ восставшего народа. Даже сейчас, когда коммунистическая идеология ушла в прошлое, гуманистический пафос балета не потерял свое силу, и "Эсмеральда" продолжает пользоваться любовью публики. Успех масштабной работы вдохновил театр на следующий шаг. Когда было объявлено, что началась работа над "Лебединым озером", раздались голоса, предрекавшие неудачу. Но Бурмейстер не послушал скептиков и победил.

1950 Esmeralda 5 prison.jpg
Cцена из балета "Эсмеральда"

Сейчас, более чем полвека спустя, трудно представить, что крамольного можно было усмотреть в попытке по-новому поставить "Лебединое озеро", тем более что Бурмейстер никоим образом не посягал на основы – напротив, стремился вернуть балет к первоначальному замыслу П.И. Чайковского. Премьера, состоявшаяся в апреле 1953 года, увенчалась триумфом. Несколько месяцев в дни спектакля на Большой Дмитровке дежурила конная милиция, сдерживавшая натиск желавших попасть в театр.

1953 Swan Lake 10.jpg

Сцена из балета "Лебединое озеро". I акт. Принц – Алексей Чичинадзе

1953 Swan Lake 21.jpg
Сцена из балета "Лебединое озеро". Одиллия – Виолетта Бовт, Принц – Алексей Чичинадзе, Ротбарт – Александр Клейн

Премьера "Лебединого озера" утвердила балетную труппу Музыкального театра в статусе одного из лучших балетных театров страны. Вскоре коллектив отправился на первое в своей истории зарубежное турне в Китай. А в 1956 году состоялись исторические гастроли во Франции. Этот год отмечен важными событиями в истории отечественного балета. Париж заново открывал для себя русский балет на спектаклях Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. "Лебединое озеро" произвело на парижан такое впечатление, что в 1960 году Бурмейстер был приглашен перенести свою постановку на сцену Парижской оперы. Много лет спустя французские артисты вспоминали, как при первом знакомстве гость из Советского Союза сразу покорил их элегантностью и аристократизмом. Его редакция "Лебединого озера" входила в репертуар Парижской оперы до конца XX века и возобновлялась даже после того, как свою версию поставил Рудольф Нуреев.

1963 Snow maiden 02 Danilovich.jpg
Сцена из балета "Снегурочка". Снегурочка – Валентина Данилович

1963 Snow maiden 08 Vlasova Kupava.jpg
Сцена из балета "Снегурочка". Купава – Элеонора Власова

В Париже Бурмейстер получил приглашение от Лондонского фестивального балета. Так родилась "Снегурочка" – "четвертый балет Чайковского", поставленный на музыку Первой симфонии и оркестрованных романсов и фортепианных пьес композитора. Париж также ждал новой постановки. Бурмейстер предлагал сюжет "Трех мушкетеров", но новое руководство Парижской оперы потребовало от хореографа, прославившегося многоактными сюжетными балетами, бессюжетную одноактовку в духе Баланчина на музыку Жоржа Бизе. Бурмейстер принял предложенный вызов и поставил для Гранд-Опера "Вариации на одну тему". В 1963 году, вернувшись после долгих странствий в родной театр, Бурмейстер включил в его репертуар оба созданных за рубежом спектакля. "Снегурочка" до сих пор украшает его афишу, а "Вариации" были запечатлены в фильме "Интервью, которого не было" в исполнении Виолетты Бовт и Аркадия Николаева.

Последними работами Бурмейстера стали балеты "Красные дьяволята", "Белеет парус одинокий" и "Апассионата". В них на сцену вышло уже новое поколение артистов, пришедших в театр в конце 1960-х годов: Маргарита Дроздова, Вадим Тедеев, Галина и Михаил Крапивины. Все они вскоре стали ярчайшими звездами московской балетной сцены и через всю жизнь бережно несут память о работе с выдающимся балетмейстером.

Генеральный партнер
Генеральный медиа-партнер
Официальный отель театра
Официальный партнер театра
Авиационный партнер театра
Информационные партнёры
Официальный
информационный партнёр