Между премьерами «Аиды» и следующей оперы Верди – «Отелло» – 15 лет. В этот промежуток был написан знаменитый «Реквием» и несколько камерных произведений, но ни одной новой оперы. «Для чего, собственно говоря, мне писать? К чему бы это привело? И что бы я на этом выиграл? Результат этого был бы плачевным. Я бы опять услышал о том, что я не умею писать, что я стало последователем Вагнера. Завидная слава! После почти сорока лет деятельности кончить подражателем!» Так писал Верди, отвечая на вопрос, почему он не пишет опер. И все-таки молчанье было прервано. Великий маэстро прочел наброски либретто, созданные композитором и литератором Арриго Бойто, и согласился написать оперу. Работа заняла без малого восемь лет.
«Я предпочитаю Шекспира всем драматическим писателям, не исключая даже древних греков», – писал в одном из писем Верди, отмечая, что у большинства писателей «натянута лишь одна струна», тогда, как в шекспировских пьесах – все контрасты и противоречия человеческих характеров».
В итоге Джузеппе Верди создал оперу, которая и по сей день оценивается как одно из величайших музыкально-театральных произведений. «В «Отелло», – пишет Иван Соллертинский, – исчезают последние следы мелодрамы, риторики, декламации, драматической раздробленности. Действие неуклонно движется к трагической катастрофе. Сцены бури, все монологи Отелло (во втором-третьем актах), весь четвертый акт – все это в самом точном смысле достойно Шекспира и по потрясающему музыкальному реализму действительно близко».